Монетное дело, статьи о чекан имперских монет.

Тема в разделе "Дискуссионный клуб по нумизматике.", создана пользователем Библиотекарь, 16 янв 2018.

  1. Библиотекарь

    Библиотекарь Пользователь

    Регистрация:
    21 июн 2016
    Сообщения:
    580
    Симпатии:
    10
    Репутация:
    0
    МОНЕТНОЕ ДЕЛО.
    - Полученные из изложниц (фиг. 2) отлитые полосы металла толщиной в кв. дюйм и длиной около полутора футов подвергаются плющению в валках для придания им надлежащей толщины, требующейся для М. кружка. Употребляющиеся обыкновенно для этого валки (фиг. 1) состоят из двух параллельных цилиндров из закаленной стали, вращающихся на подшипниках в чугунных станках; нижний цилиндр (о) вращается с помощью парового двигателя, верхний же (и) поднимается и опускается по желанию посредством клина (k), устанавливаемого ручным колесом (h). Каждая пара или несколько пар валков сразу могут быть посредством зубчатого соединения (К) произвольно сообщены или разобщены с зубчатым колесом (W), движимым шкивом ®, который соединен с приводом сильной паровой машины. Работающие на СПб. М. дворе двенадцать пар валков приводятся в действие двумя паровыми машинами по сто лошадиных сил каждая. Полосы, смазанные деревянным маслом, пропускаются через валки раз восемь и более, причем во время работы их несколько раз накаливают до темного каления - пожигают, чтобы отпустить, так как от вальцевания они закаляются и от этого дают на боках трещины. Пожог производится на железных листах в особой печи, нагреваемой непременно дровами, а не каменным углем, во избежание налета черного сернистого серебра или сернистой меди на полосы. Пожигаемые полосы кладутся для этого (на СПб. М. дворе) на вращающийся горизонтально железный диск; вращение его производит равномерность нагревания полос. Доведенные до почти надлежащей толщины полосы идут (на бердинском монетном дворе) в указные, или юстирные, валки, которые сообщают требуемую для М. кружка толщину. На парижском М. дворе для этой цели употребляются волочильные станки (banc ? tirer) с бесконечной цепью, протягивающие полосу между двумя точно установленными стальными дощечками, расстояние между которыми вполне соответствует указной толщине М. кружка. В настоящее время на СПб. М. дворе станки старого устройства заменяются волочильными станками системы старшего мастера С. С. Хлебникова, представляющими более удобств. Отсюда полосы идут уже в прорезку. Для этого служит прорезная машина; прежде чем передать ей для работы полосу, М. мастер вырезает из нее с помощью ручного станка пробный кружок, который взвешивается; если он слишком тяжел, то приходится полосу опять юстировать. Прорезная машина, приводимая в движение паром, выбивает из полосы кружки в величину монеты. Режет она двумя цилиндрами закаленной стали с заостренными краями, входящими друг в друга и действующими подобно ножницам. На СПб. М. дворе употребляются для прорезки 19 станков системы С. С. Хлебникова, выбивающие до 300 кружков банковой монеты в минуту, при делании же кружков разменной монеты, когда станок вырезывает два и три кружка зараз, их получается 600 - 900 штук в минуту. Оставшаяся после работы прорезной машины полоса, представляющая подобие сетки, сколачивается и идет в сплав. Полученные черные М. кружки, т. е. покрытые черным слоем медной окиси, если монета медная, подвергаются опять пожогу, чтобы отпустить закал, который они получили при протягивании на волочильных станках. Серебряные и медные М. кружки пожигаются на открытых железных листах до темного каления, золотые же кружки подвергаются такому же пожогу в железных закрытых кувшинах (употребляющихся обыкновенно для хранения ртути), для устранения окисления кислородом атмосферного воздуха лигатурной меди на поверхности М. кружка. Империалы и полуимпериалы, выбитые до 1886 г., с которого на СПб. М. дворе введен пожог золота в железных кувшинах, т. е. нагревавшиеся на железных листах, имеют желтый натуральный цвет золота, потому что содержавшаяся в его лигатуре медь на поверхности монеты выгорела, золотые же монеты, выпущенные после 1886 г., имеют цвет лигатурного золота, содержащего 900 частей золота и 100 меди, т. е. красный. Когда кружки доведены до вишневого каления, то их высыпают в бассейн с водой для предупреждения окисления на открытом воздухе. Охлажденные кружки идут в отбел. Для этого их высыпают в деревянную бочку в 3 фт. длиной, с многими дырочками на боках, вращающуюся на оси в бассейне, в который налита нагреваемая паром очень слабая серная кислота (3-4 градуса ареометра Боме). При вращении кружки пересыпаются в бочке и подвергаются лучше действию кислоты. Из бочки с серной кислотой М. кружки переходят в такую же бочку с водой, где вращаются и промываются. После промывки они идут в сушку. Для этой операции на европейских монетных дворах употребляются деревянные опилки, вбирающие воду, после чего кружки перетирают полотенцами и окончательно высушивают, высыпая в полусферический котел с двойными стенами, между которыми пропускается пар, нагревающий и высушивающий кружки. После отбела кружки идут в гуртильный станок, где делается их опушка, т. е. возвышенность борта монеты с обеих ее сторон для восприятия узора или надписи на окружности монеты (гурт). Для гурчения на гладкий гурт, т. е. для образования опушки, употребляется станок Джонса (фиг. 4), в котором М. кружки прокатываются между вертящимся стальным колесом и неподвижной стальной же подушкой. Для этого в станке, приводимом в движение паровой машиной, имеется латунная трубка (z), нагружаемая М. кружками. Опускающиеся из трубки собственной тяжестью кружки захватываются до одному зубцами вертящегося под трубкой колеса (t) и, скользя по каналу ®, передаются другому колесу (В) в горизонтальном положении. На колесе (В) имеется сбоку, около окружности неглубокий канал, окружающий колесо. Попав в этот канал под прямым углом к плоскости колеса М. кружок вращением колеса увлекается в несколько более узкое, чем диаметр кружка, пространство между колесом и стальной неподвижной подушкой (b) в 12 стм. длиной, имеющей также врезанный канал на боку для прохождения кружка; канал подушки описывает кривую линию, составляющую отрезок круга с радиусом, равным радиусу круга, описываемого таким же каналом на колесе В. Попав в оба канала, кружок зажимается и протискивается между колесом (В) и подушкой (b) и вследствие этого получает расширение по окружности. Таким же образом гуртятся монеты и на узорный гурт, т. е. имеющий точки, поперечные черточки, веревочку, звездочки, легенды и т. д., но при этом подушка вместо того, чтобы быть гладкой, имеет в канале изображение, которое должно отпечататься на гурте. После этой операции кружки сортируются рабочими на полотне, медленно двигающемся на деревянных валах и проводящем перед его глазами рассыпанные на нем монеты, которые, пройдя перед глазами мастера, передаются на другое полотно, переворачивающее кружки и представляющее другому рабочему другую сторону их; при этом осмотре бракуются все дефектные кружки, т. е. имеющие какое-либо наружное повреждение вроде выбоины, заусенцев и т. д. После этого кружки сортируются на автоматических весах Сейса (см. Самодействующие весы), которые сортируют их на 6 разрядов: № 0 слишком легкие кружки, негодные; № 1 указные с ремедиумом на минус; № 2 указные; № 3 указные с ремедиумом на плюс; № 4 еще более тяжелые; № 5 то же, но еще тяжелее; № 0, 4 и 5 составляют белый брак. Кружки, выделенные в отделение № 0, идут на сплав, № 1, 2 и 3 идут в чекан, № 4 и 5, прежде чем быть вычеканенными, юстируются на механических строгальных станках, устроенных таким образом, что нож, скоблящий поверхность неподвижно лежащего М. кружка при прохождении над ним, опускается только тогда, когда перешел через опушку, и поднимается опять, когда доходит до нее на противоположном борте М. кружка. Без этого устройства опушка была бы срезана и кружок испорчен. Существуют для строгания кружков машины Вурма и Сейса (последняя снимает с монеты спиральную стружку), производящие работу сразу над 3-6 кружками. Кроме того, употребляется еще и ручной строгальный станок, представленный на фиг. 3. На нем положенный на подставке (и) М. кружок подвергается строганию стальным ножом (m), приводимым в движение рычагом (h), управляемым рукой. Толщина стружки может быть нормирована микрометрическим винтом (s), устанавливающим нож, укрепленный в рычаге и держащийся при движ
    ении его по поверхности М. кружка на одной и той же высоте благодаря выступу (а) рычага, скользящему по горизонтальной поверхности подставки (f), вправо и влево. Последний прибор может употребляться только для кружков без опушки. Со строгальных станков кружки опять юстируются на автоматических весах, промываются в горячей воде с серной кислотой, высушиваются в котле и вызваниваются рабочим на железном столе. По звуку, издаваемому бросаемым на железный стол кружком, определяют, не содержит ли он плены, т. е. слоев металла, между собой не связанных, а только плотно прилегающих. Плена получается при вальцевании полос с пустотами внутри от попавшего во время отливки воздуха. После этого кружки считают на четвероугольных столах, укладывая их плотно один около другого, пока они займут пространство, которое должно содержать известное число кружков по предварительному вычислению. После счета по этому способу их рассыпают в холщовые мешки, определенными количествами, делают надпись о их числе и сдают в печатное отделение. Употребляемый для чекана монеты печатный рычажный станок был изобретен русским горным инженером Н. Неведомским в 1811 г., но он вошел в употребление на монетных дворах только после того, как Д. Ульгорн (D. Uhlhorn), воспользовавшись, как полагают, идеей Неведомского, построил в 1817 г. в Гревенбройхе на Рейне свой печатный станок, который употребляется с незначительными изменениями в его конструкции и до сего времени. Он состоит из массивной чугунной рамы (фиг. 5, G), сзади которой укреплено на оси (W) маховое колесо (S), приводимое в движение шкивом ®, соединенным ремнем с приводом паровой машины. Маховое колесо имеет назначением придать равномерный ход машине. Соединение (К) с кривошипом приводит в действие рычажный механизм, сообщающий верхнему штемпелю, укрепленному на конце стального стержня (Т), вертикальное движение вверх и вниз. При опускании верхнего штемпеля он попадает на лежащий на нижнем штемпеле М. кружок, который автоматически кладется на него особой вилкой (Z) и отпечатывает его давлением сверху с обеих сторон. Чтобы при ударе штемпелем металл монеты не раздавался в стороны, служит печатное кольцо, плотно обхватывающее кружок при его тиснении. После удара монета до такой степени вжата в кольцо, что ее невозможно вынуть оттуда рукой. Для доставания монеты уже после выбития ее служит особый механизм при прессе, который в то время, как верхняя матрица, нанеся удар, подымается кверху, заставляет нижний штемпель, неподвижный при чекане, подниматься вверх и своим движением выжимать монету из кольца. Лежащая тогда свободно на нижнем штемпеле монета сталкивается с него тем же самым шарнирным прибором, который и подкладывает монету под штемпель. Сброшенная готовая монета падает по трубке в приемник. Рычаг (h) служит для пускания станка в ход и для его остановки. Внизу находится тормоз (F) для мгновенной остановки машины в случае необходимости. Когда требуется на гурте отпечатать легенду выпуклыми буквами, употребляется разборное печатное кольцо, состоящее из трех частей с врезанными на них буквами, которые охватывают со всех сторон монету во время чекана и отпечатывают таким образом гурт. Когда поднимается после удара верхний штемпель, части кольца раздаются и оставляют монету лежащей на нижней матрице. Устройство это сделано французом Тоннелье. Подобный станок Наумана отличается от Ульгорна другим устройством прибора, подающего и убирающего монеты, в особенности же особой конструкциею печатного стержня, который особым клинчатым прибором разобщается с приводящим его в движение кривошипом оси махового колеса в случае, если на штемпель попадут два М. кружка или же если на нем совсем не положена будет монета, и тем производит остановку машины. Станки Ульгорна изготовляются, со всеми позднейшими усовершенствованиями, на берл. механическом заводе Л. Лёве и Ко четырех разных величин, чеканящие монеты от самых маленьких, в 10 мм, как, напр., медные каши (английского чекана, для Индии) и до самых больших, в 41 мм, в диаметре, как известные талеры Марии Терезии. Для приведения в действие одного самого малого станка Ульгорна требуется 1/6 лошадиной силы, для приведения же самого большого требуется 1 лошадиная сила. На СПб. М. дворе, самом большом в свете, печатные станки (30) приводятся в действие двумя 25-сильными машинами. Стоимость прессов Ульгорна, смотря по их величине, изменяется от 3200 до 7300 руб. за каждый. Пресс выбивает до 70 монет в минуту. Полученные с прессов отчеканенные монеты исследуются опять рабочим на приборе, подобном уже описанному, на движущемся на барабанах холсте, где отбираются все дефектные экземпляры, и затем вес их проверяется на автоматических весах Коттона, усовершенствованных Непиром и представляющих еще более точный прибор, чем автоматические весы Сейса. Здесь монеты сортируются на три разряда: слишком легкие, указные и слишком тяжелые. Только нормальные отбираются для обращения, остальные переплавляются. Работа машины Коттона проверяется еще на ручных весках рабочими, чтобы в случае порчи машины не могли попасть в обращение монеты, имеющие неточный вес. После этого монеты считаются готовыми и сосчитываются на столах по прежнему способу. Что касается до чекана медалей, иногда имеющих очень значительный диаметр (15 стм. и более),то их выбивают механическим шибалом Шере (см. Шибало).

    Литература. S. Hansen, "Vollst?ndiger M?nzmeister und M? nzwardein" (Франкфурт-на-Майне, 1765); "Rapport fait ? la classe des sciences math?matiques et physiques de l'Institut National sur diverses inventions de J.-P. Droz, relatives ? l'art du monnoyage" (П., 1803); Н. Неведомский. "Описание новой машины для тиснения монет" (СПб., 1811); "Историческое описание до М. дела принадлежащее, писанное по 1761 год Иван. Шлаттером, а с того по 1778 г. продолженное Анд. Нартовым" ("Горный журнал", 1832 г., ч. II, стр. 233-257 и 415-434; ч. IV, стр. 137-144, 311-340 и 455-484); А. Добронизский, "М. дело. Изложение приемов и операций, встречающихся при выделке монеты" (СПб., 1875, ч. I I I - и единственно вышедшая); Н. Фоллендорф, "Современное состояние М. дела в России и Западной Европе" (СПб., 1883); F. Harzer, "Vollst ?ndiges Handbuch der M? nzkunst" (Веймар, 1855); E. Schl ?sser, "Die M?nztechnik. Ein Handbuch f?r M?nztechniker, Medaillen fabricanten etc." (Ганновер, 1884); K. Karmarsch, "Beitrag zur Technik des M ? nzwesens" (там же, 1856); его же, "Handbuch der mechanischen Technologie" (4 изд., т. I, там же, 1866); Prechtl, "Technologische Encyclop ? die" (т. X); G. Sacchetti, "Tecnologia e terminologia monetaria" (Милан, 1884); С. Kitter von Ernst, "M ? nze (monnaie, coin)" (Прага, 1882); Белозеров, "О бронзовых медалях, приготовляемых на СПб. М. дворе" ("Горный журнал", 1856, № 12, стр. 321-332); его же, "О приготовлении на СПб. М. дворе М. медалей и штемпелей" (там же, стр. 333-342); G. F. Ansell, "The Royal Mint" (Лондон, 1871).
    1. Валки. 2. Изложницы. 3. Юстирный строгательный (ручной) прибор. 4. Гуртильный станок. 5. Печатный пресс сист. Д. Ульгорна.
    Безымянный.png
     
  2. Next

    Next Новичок

    Регистрация:
    1 фев 2017
    Сообщения:
    365
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    0
    Вот ещё интересная статья о чеканке монет в 1915 году.
    post-37508-0-42648800-1449408297.jpg post-37508-0-06969800-1449408307.jpg
     
  3. Читатель

    Читатель Новичок

    Регистрация:
    10 фев 2017
    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    2
    Репутация:
    0
    Очень интересно прочитал обе статьи, по второй статье скажу люди вкалывали на монетном дворе, и работа была не из доброкачественных исходя из последнего абзаца.
     
  4. Первый

    Первый Новичок

    Регистрация:
    22 июн 2016
    Сообщения:
    170
    Симпатии:
    2
    Репутация:
    90
    Зато сколько можно было вынести благородного металла, если даже заставляли с себя снимать одежду, думаю многие хотели работать на монетном дворе, это лучше чем быть на фронте в те времена.
     
  5. Ручка

    Ручка Пользователь

    Регистрация:
    20 июл 2016
    Сообщения:
    516
    Симпатии:
    13
    Репутация:
    0
    Наглядные этапы чеканки монет на СПБ монетном дворе в 70-е г.г. XIX века
    65к56к.jpg
     
  6. Хайкс

    Хайкс Новичок

    Регистрация:
    24 июн 2016
    Сообщения:
    340
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    40
    Монетное производство в России 18 век.
    Изготовление монет

    Уже в начале 18 века в 1700 году первые указы Петра I о введении в обращение монет предписывают делать их тиснеными, и не литыми, и не коваными.

    И с 1706 года практически был предрешен переход к тиснению серебренной монеты в замен чеканки монет из проволоки.
    Организация самого монетного производства в своей основе имело циклический характер и называлось монетный передел. Монетный передел имел полный производственный цикл, который начинался с получения от приходного казначея металла и заканчивался сдачей полученных из этого металла монет расходному казначею. Самой оптимальной партией металла для монетного передела обычно была партия серебра весом 120 пудов, что составляло около двух тон. Эта соответствовало одной плавке металла.
    Передаваемая в передел партия серебра была не однородной и могла содержать в себе серебро разной пробы. В неё могли входить старые монеты, слитки серебра, талеры, а также прочие изделия из серебра. Факт передачи оформлялся подписями казначея, начальника передела и надзирающих лиц.
    Весь принятый метал передавался в плавильное отделение, под ответственность минцпробирера, на переплавку. В обязанности минцпробирера входило производить, в процессе плавки, технологические пробы, высчитывая необходимое количество медной лигатуры для того, чтобы состав приобрел установленную законом норму.
    Следующим этапом было розлив металла в изложницы. Конструктивно они представляли собой горизонтальные противни. Со временем их заменили вертикальные разъемные конструкции. Полученные листы поступали к кузнецам, которые ручными молотами доводили металл до требуемой толщины. Потом листы отправлялись на машинное площение и финальную вальцовку до необходимого размера. При этой процедуре листы неоднократно отжигались.
    После этого листы отправлялись на обрезной стан, где из них вырубались монетные кружки.
    Полученные заготовки проходили весовой контроль, после чего годные ожигаются, галтуются в барабане, отбеливаются в слабом растворе кислоты, промываются и просушиваются. Те кружки, что не прошли весовой контроль, легкие поступают в переплавку, а тяжелые отдаются на юстировку для удаления излишнего веса путем удаления металла.

    [​IMG]

    И вот готовые монетные кружки гуртятся на специальных станках и передаются в печать.
    Печать или теснение производилось на винтовом прессе. Сам винтовой пресс был изобретен в 1506 году Донато Браманте, который используя принцип работы пресса для отжима сока из винограда, сконструировал винтовой пресс для изготовления монетных заготовок. А в 1550 году Макс Шваб усовершенствовал эту конструкцию. Улучшенная им конструкция уже могла не только вырубать заготовки, но и производить теснение самих монет.
    Винтовой пресс или как называли его печатный стан представлял собой массивный чугунный или медный корпус, который собственно и назывался станом, в верхней части которого вбивалась вертикально медная втулка с резьбой, которая называлась гайка. Через резьбу гайки пропускался железный угнетающий винт на верху винта перпендикулярно ему закреплялось чугунное коромысло воротяги, с грузами на обоих концах. В стане так же устанавливались верхняя и нижняя ступки, в которых находились сами штемпеля для теснения монет. В стане находилось устройство для закрепления и движения верхней ступки, состоящее из четырех так называемых проёмных досок, двух стягивающих болтов и дуги с грузом на конце для автоматического подъёма верхней ступки в исходное положение, после прекращения воздействия угнетающего винта.
    Заготовка монеты помещалась на неподвижный нижний штемпель и при нажатии на верхний штемпель на неё наносилось изображение. В свою очередь давление на верхний штемпель производилось угнетающим винтом приводимым в действие вращением закреплённого на нём коромысла.
    В действие, печатные станы приводились по разному, так на Петербургском, Московском и Нижегородском дворах использовали человеческую силу. Один или несколько человек держались за кожаные ремни, прикреплённые к концам коромысла, делали резкий рывок. Возвращение в прежнее верхнее положение производилось рывком в обратную сторону с противоположного конца коромысла. Для поднятия винта в некоторых случаях использовалось устройство в виде толстого кожаного ремня, прикреплённого к потолку, на нижнем конце которого привешивался тяжёлый груз и при ударе об этот упругий ремень коромысло возвращалось обратно. На монетных дворах Екатеринбургский, Аннинский, Сузунский печатные станы приводились в действие силой падающей воды через систему приводов валов и шестеренок.
    Вынутые из-под штемпеля монеты бросались кладчиками в находящийся при каждом стане опечатанный ящик с узкой прорезью.
    И на конец, отчеканенные монеты просматривались старостой монетчиков, минцмейстером и пробирными учениками, и отбраковывались повреждённые экземпляры. На этом заканчивался весь цикл монетного производства.

    [​IMG]

    Монетное обращение при Александре I

    Александр I Павлович 1801 - 1825. Когда в половину второго ночи 11 марта 1801 г. глава заговорщиков, граф Пален, явился в спальню великокняжеской четы с сообщением о смерти Павла I, Александру стало так дурно, что пришлось вызвать врача.

    Немного придя в себя, он заявил, что отказывается от престола. «Перестаньте ребячиться и идите царствовать» - оборвал его причитания Пален. Потрясение этой ночи будет иметь влияние на все его царствование.
    После 1804 года все внимание Александра I переключается на внешнеполитические дела. К этому времени руководимая Наполеоном французская армия становится доминирующей силой в Европе, и ее экспансия заставляет другие европейские державы искать союза с Россией. В 1805 году Александр I заключает союз с Англией, затем с Австрией и Пруссией.

    [​IMG]

    С середины 1812 года Александру I становится не до реформ – Великая армия Наполеона вторглась на территорию Российской империи. Император делает попытку лично возглавит войско, но под давлением семьи и окружения вынужден отказаться от этой мысли и передать управление армиями Кутузову М.И. После отступления Наполеона Александр I лично возглавляет заграничный поход и в марте 1814 года триумфально вступает в Париж.
    С этого времени российский император становится основной фигурой европейской политики. На закате правления Александра I в стране растет недовольство аракчеевским режимом, множатся волнения и бунты, дворянство создает тайные общества, имеющие целью свержение самодержавия. В этой обстановке Александр едет с супругой отдохнуть на юг страны, где заболевает и 19 ноября 1825 года умирает в Таганроге, породив по этому поводу множество слухов.
    Двойной стандарт, кризис ассигнаций.
    Именным указом Сенату от 1 октября 1801 Александр I, «… признавая непоколебимость внутреннего достоинства монеты, необходимою к сохранению общего доверия», подтверждает установленную Павлом I монетную стопу для всех трех металлов.
    В 1802-1805 г.г. серебряные и золотые монеты чеканятся по прежней норме на том же банковском дворе в подвалах ассигнационного банка. Новый монетный двор на территории Петропавловской крепости пока находится в стадии строительства. После многих проб нового оформления аверса и реверса монет, в том числе с портретом в стиле римских императоров, указом от 31 августа 1801 года Александр I утверждает образец с государственным гербом, номиналом и датой на лицевой стороне, и надписью ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОНЕТА внутри венка из лавровой и дубовой ветвей на оборотной. Также на короткое время возобновляется выпуск империалов и полуимпериалов (10 рублей и 5 рублей).
    В 1807 году завершается начатое Павлом I строительство новых корпусов монетного двора в Петропавловской крепости. Новый двор оснащается самым передовым оборудованием (2 английские паровые машины). Штемпельное производство теперь полностью механизировано. Формы вырезаются высокопрофессиональными медальерами и несут на себе только основную, наиболее сложную часть изображения. Рабочие штемпели, после переноса с маточника изображения, доводятся до кондиции при помощи литерных пуансонов и штихилей.

    [​IMG]

    В первое десятилетие правления Александра I медным монетам возвращается принятый при Екатерине ряд номиналов. Все они оформлены единообразно: на лицевой стороне – двуглавый орел, на оборотной - номинал и дата. Обе стороны обрамлены концентрическими линейными кружками. Выделка ведётся на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах (Сузунский монетный двор обеспечивает медными монетами всю территорию Урала).
    Манифест от 20 июня 1810 г. «О новом устройстве монетной системы» устанавливает серебряный рубль законной мерой всех расчетов. Рубли и полтины изменяют свой вид. На лицевой стороне появляется новый тип орла с датой под ним. Броская надпись внутри венка на оборотной стороне указывает содержание чистого серебра в монете, а номинал занимает место вокруг орла.

    [​IMG]

    Манифест от 9 апреля 1812 г. устанавливает все платежи только ассигнациями, а серебряный рубль получает плавающий курс (относительно ассигнаций).
    После 12-летнего перерыва в чеканке золотых монет, с 1817 года и на долгое время, единственным номиналом становится пятирублевый полуимпериал.
    Указ от 19 ноября 1815 года «О монетной системе Царства Польского» устанавливает ряд номиналов, нормы выделки и изображения на монетах. Злотый – основной номинал польской системы денежного исчисления, состоял из 30 грошей и приравнивался к 1,5 рублям.
    Казалось бы, существенных изменений в монетной системе в правление Александра не происходит. Манифесты изменили лишь нормы выделки монет и их облик, также увеличилась стопа на медную и серебряную монеты, что привело к падению курса ассигнационного рубля (до 50 копеек за ассигнационный рубль). Но благодаря усилиям Е.Ф. Канкрина в 1823 г. начинает расти курс ассигнационного рубля относительно серебряного рубля.

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  7. Хайкс

    Хайкс Новичок

    Регистрация:
    24 июн 2016
    Сообщения:
    340
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    40
    С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, - ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке.

    Так к концу XV века был изобретен фальверк.

    Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты.

    [​IMG]
    молотобойный снаряд

    C изобретением молотового снаряда минцмейстеры сделали еще одно открытие, которое стало прорывом в технологии чеканки монет. Этим изобретением стало использование маточника монетного штемпеля, - своеобразного штемпеля для чеканки штемпелей. Путем ряда сложных технических процедур, высокопрофессиональные граверы изготавливали на торце стального стержня позитивное изображение аверса и реверса будущей монеты. Эти штемпели и служили маточниками для изготовления ряда абсолютно идентичных монетных штемпелей. По той же технологии, что и чеканка монет, на заготовки будущих штемпелей наносилось негативное изображение и после закалки они использовались для производства монет. Так появилась техническая возможность изготавливать сотни тысяч монет-близнецов.

    Техническая мысль неустанно толкала развитие монетного производства вперед. Один из великих итальянских представителей эпохи Возрождения Леонардо да Винчи внёс свой вклад и в технику чеканки монет. В 1514 году он придумал и собрал пресс для вырубки монетных заготовок из ленты, и ещё усовершенствовал механический молотовый станок.

    Следующим прорывным изобретением стало использование вальцевального станка для производства цан. Мастерам уже не надо было вручную выковывать тонкие серебряные пластины – за них это делали отполированные стальные цилиндры, вращающиеся навстречу друг другу. Между валами, постепенно уменьшая расстояние между ними, многократно пропускали металл для получения листа нужной толщины. Из этих листов серебра кружки металла нужного диаметра вырубались заостренной стальной трубкой или станком для вырубки.

    [​IMG]
    Вальцевальный станок, применялся для изготовления цан определённой толщины

    На основе вальцов в 1550 году в Тирольском городе Халле был изобретен вальцевальный станок для чеканки монет, использующий тот же принцип пресса. Он состоял из двух валов, соединенных друг с другом зубчатой передачей. На валы было нанесено в зависимости от их размеров - от 4 до 19 негативных изображений лицевой и оборотной сторон монет, так что при пропускании между ними ленты цана, изображения отчеканивались на ней. Появление этого станка значительно ускорило процесс изготовления монет, также улучшилось исполнение изображения на монете. Не было больше смещений рисунка на монете от двойных, или даже тройных ударов, столь характерных для чеканки молотовидным снарядом.

    [​IMG]
    Штемпели талера эрцгерцога Фердинанда Тирольского и монета, отчеканенная этим штемпелем

    Основным признаком изготовления монеты на вальцевальном станке является легкая изогнутость монеты с характерными следами вырубки по гурту. Не смотря на это и ещё ряд других недостатков этого метода производства монет, с помощью вальцверка монеты изготавливали на некоторых денежных дворах Европы до конца XVIII века.

    [​IMG]
    Усовершенствованный вальцевальный станок

    [​IMG]
    Процесс вырубки и лента с отчеканенными шведскими монетами 1679 года

    Техника чеканки монет шла в ногу с развитием научно-технического прогресса, и в середине XVII века на основе чеканного вальцевального станка изобретают станок со сменными штемпелями. Изображение монет вырезалось на круглых, изогнутых дугообразно плоскостях. Эти штемпели имели зажимной шип, который закреплялся в так называемых «карманах» обоих вращающихся валов чеканного станка. Благодаря отлаженной системе рычагов и зубчатых колёс штемпели чётко прокатывались один над другим, выдавливая оттиск монет на проходящей между ними пластине. Преимуществом этого станка является возможность замены вышедшего из строя штемпеля без замены всего вала.

    [​IMG][​IMG]
    Ещё один станок для чеканки монет со сменными штемпелями и изображения штемпелей монет Егенберга

    Но, не смотря на все очевидные плюсы технологического прогресса, не все страны сразу применяли новинки для производства монет. В этом отношении показательным является пример одной из самых промышленно развитых стран Европы XVI-XVII веков, - Англии. Трудно поверить, но молоточный чекан использовался минцмейстерами Тауэра как основной способ производства монет вплоть до 1662 года! В то время как в Италии, Германии, Швейцарии постоянно совершенствовались и обновлялись методы чеканки, Англия практиковала средневековый молоточный чекан.

    [​IMG]
    Винтовой процесс чеканки

    Трудно сказать, что явилось основной причиной отказа от технологических новшеств на протяжении целого столетия: английский консерватизм или возмущение мастеров, боявшихся, что машина лишит их работы. Но нерегулярная машинная чеканка шла небольшими тиражами лишь с 1561 по 1572 годы в царствование Елизаветы I и два года в правлении Карла Стюарта.

    [​IMG]
    Шесть пенсов Елизаветы I, отчеканенные при помощи станка (miled) и молоточного чекана (hammered).
    Два способа чеканки – два стиля.


    Но, как бы не хотели минцмейстеры на отдельных монетных дворах, долго игнорировать развитие научно-технического процесса невозможно. Мало того, в целях увеличения скорости чеканки монеты и усложнения её подделки для фальшивомонетчиков, все государства стремились использовать последние достижения своего времени в науке и технике для производства денег.

    Гурчение

    До середины XVII века гурт монет, за небольшим исключением, был гладким. После вырубки монетной заготовки из полосы он обстукивался до чеканки, как это обычно делалось, например, в Саксонии. Если же изображение монеты наносилось при помощи вальцевального станка, то после вырубки готовой монеты из полосы её гурт уже не подвергался дополнительной обработке.

    [​IMG]
    Тирольский талер эрцгерцога Максимилиана Тирольского и его гурт.
    Этот талер, известный как талер Тевтонского ордена, магистром которого был Максимилиан Тирольский, имеет характерные следы вырубки на гурте.


    Первые талеровые монеты с выпуклой надписью по гурту появились во Франции около 1576 года. Эти монеты называются серебряные пьефоры (франц. pied-fort). Гораздо позднее в 1642 году гуртить монеты пробуют в австрийской земле Штрии на монетном дворе города Гарца, в 1651 - в Англии, в 1668 - в Дании, а в 1670 - в Швеции и Бранденбурге.

    Надпись на гурте наносили в процессе чеканки самой монеты с помощью разъемного кольца, вставлявшегося в круглую толстую рамку. В такое кольцо, на внутренней стороне которого было выгравировано зеркальное изображение надписи, заготовка заключалась перед тем, как попасть между штемпелями. Металл заготовки под давлением пресса заполнял все детали рельефа штемпелей и кольца, принимая их рисунок. Чаще всего гурт декорировался не надписью, а орнаментом из повторяющихся растительных или абстрактных элементов.

    Такое «украшательство» имело сугубо практическое назначение — препятствовать опиливанию и обрезыванию драгоценного металла, а так же служило дополнительным и надежным средством от подделки монет.

    Значительно упростил технологию нанесения изображения на ребро монеты гуртильный станок, изобретенный в XVII веке.

    [​IMG]
    Станок гуртильный и примеры оформления гурта

    Он состоял из двух стальных рельс, на внутренней стороне одной была нанесена предназначенная для монеты насечка. Монета туго зажималась между ними на столе станка и прокручивалась при помощи системы роликов и зубчатых колес, приводимой в движение кривошипной передачей. В результате вращения монеты на ее гурте выдавливался необходимый рисунок

    В конце XVIII века на смену гуртильному станку вновь пришла машина с кольцом, но уже значительно усовершенствованная.

    Прежде чем перейти к разделу, посвященному описанию современной машинной чеканки, хотелось бы обобщить весь путь, который прошла техника изготовления монет от ранней античной ручной чеканки до первых станков по производству монет Нового времени.

    Начиная с древних времен, при изготовлении самых первых монет, мастера стремились сделать свою продукцию максимально однотипной: придать серии монет узнаваемый рисунок, подчинить все элементы оформления изображения и легенды одному стилю, отчеканить монеты одинаковой массы и размера.

    Мечта мастеров прошедших столетий о совершенно одинаковых монетах нашла своё воплощение в современном денежном производстве. Научно-технический прогресс и совершенствование методов чеканки привёли к тому, что сегодня металлические деньги чеканятся практически без участия человека. Его роль ограничивается дизайном изображения монеты, который выполняется на компьютере. Изготовление монет доверено роботам, которые выдают с конвейера миллионные тиражи абсолютно идентичных, с идеально правильными рисунком, но совершенно бездушных рельефных кружков металла.

    Старинные монеты на всех этапах производства проходили через руки монетных дел мастеров, которые вкладывали в них свои знания, уменья и душу. До применения в чеканке редуцирующей машины все монеты имели мельчайшие особенности, отличающие их от десятков тысяч собратьев. Не найти даже двух абсолютно одинаковых монет, изготовленных при помощи первых чеканных станков: балансира, молотового снаряда или вальцов. И уж тем более это относится к монетам, изготовленным при помощи ручной молоточной чеканки. Каждая монета уникальна! Имеет свою живую, неповторимую красоту, созданную руками нескольких мастеров от гравёра до чеканщика, живших в те давние годы…

    Всё это и делает старинные монеты особенно интересными для коллекционирования в наш компьютерный и стандартизированный век…

    *****
    [​IMG]
     
  8. Хайкс

    Хайкс Новичок

    Регистрация:
    24 июн 2016
    Сообщения:
    340
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    40
    Станки 19 век.
    225467-3bd2faf667cf7b5d382ecaeec5942690.jpg.pagespeed.ce.O9L69mfPe1.jpg 225468-2945f4370670d1417c59c3b0082f8736.jpg.pagespeed.ce.KUX0NwZw0U.jpg
     

Поделиться этой страницей