РИСУНКИ ГЕРБОВОГО ОРЛА РОССИЙСКИХ МОНЕТ

Тема в разделе "Дискуссионный клуб по нумизматике.", создана пользователем Библиотекарь, 6 фев 2018.

  1. Библиотекарь

    Библиотекарь Пользователь

    Регистрация:
    21 июн 2016
    Сообщения:
    580
    Симпатии:
    10
    Репутация:
    0
    При ознакомлении с внешним оформлением российских монет, отчеканенных в 1700—1917 гг. (в так называемый «императорский период»), обращает на себя внимание чрезвычайно большое разнообразие помещенных на них геральдических изображений. Казалось бы, монеты, выпущенные таким централизованным государством, как Российская империя, должны быть снабжены единой государственной символикой, постепенно изменяющейся (по мере необходимости) с течением времени. В действительности же, до середины XIX столетия происходило нечто совсем противоположное: в обращение одновременно выпускались монеты, снабженные совершенно различными геральдическими изображениями.

    В результате более подробного рассмотрения этого явления обнаруживается, что в указанный период времени геральдическое оформление металлических денежных знаков было в значительной степени подчинено потребностям и специфике российского денежного обращения и монетного производства. В то же время, некоторые специалисты по вопросам геральдики отмечают, что российский двуглавый гербовый орел (в отличие, например, от герба бывшего Советского Союза) позволял в широких пределах изменять его художественное оформление, и это не могло не пробудить творческую инициативу среди граверов, работавших над созданием монетных штемпелей, тем более что такая инициатива обычно не пресекалась.

    Столь вольное обращение с государственным гербом и другими геральдическими изображениями на монетах Российской империи объясняется прежде всего тем, что вплоть до второй половины XIX в. российская геральдика все еще находилась на стадии становления, вследствие чего и разработчики проектов внешнего оформления новых монетных выпусков, и законодатели, утверждавшие эти проекты, и даже непосредственные изготовители монетных штемпелей не были ограничены в своих действиях строгими рамками геральдических норм и установлений.

    Настоящая работа и посвящена рассмотрению комплекса особенностей геральдического оформления различных выпусков российских монет «императорского периода» общегосударственного образца, а также анализу непосредственных причин возникновения каждой из этих особенностей.

    На общегосударственных российских монетах массового выпуска в 1700—1917 гг. изображались шесть основных типов государственного герба.
    [​IMG]
    рис 1

    Первый тип (рис. 1). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами (на серебряных монетах 1701-1735 гг., на медных монетах 1700—1754 гг.).

    [​IMG]
    рис 2

    Второй тип (рис. 2). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1); с 1730 г. герб дополнен изображением ордена Андрея Первозванного (на золотых монетах 1701-1796 гг., на серебряных монетах 1730-1826 гг., на медных монетах 1758—1830 гг.).

    [​IMG]
    рис 3

    Третий тип (рис. 3). Двуглавый орел с распростертыми крыльями, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1); в лапах орел держит лавровый венок, факел, горящий с двух концов, жезл Перуна с четырьмя стрелами-молниями и ленту ордена Андрея Первозванного (на золотых монетах 1817-1831 гг., на серебряных монетах 1826 - 1831 гг на медных монетах 1830—1839 гг.)

    [​IMG]
    рис 4

    Четвертый тип (рис. 4). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1), окруженный цепью со знаком ордена Андрея Первозванного; на крыльях орла шесть территориальных гербов: Царства Казанского (рис. 7-З), Царства Астраханского (рис. 7-4), Царства Сибирского (рис. 7-5), Царства Польского (рис. 7-6), Царства Херсонеса Таврического (рис. 7-7) и Великого княжества Финляндского (рис. 7-9) (на золотых и серебряных монетах 1832—1858 гг., на платиновых монетах 1828—1845 гг.).
    [​IMG]
    рис 5

    Пятый тип (рис. 5). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1) окруженный цепью со знаком ордена Андрея Первозванного; на крыльях орла шесть территориальных гербов: Великого княжества Новгородского (рис. 7-11), Великого княжества Киевского (рис. 7-12), Царства Астраханского (рис. 7-4), Великого княжества Владимирского (рис.7-13), Царства Казанского (рис. 7-3) и Царства Сибирского (рис. 7-5) (на медных монетах 1849—1859 гг.).

    [​IMG]
    рис 6

    Шестой тип (рис. 6). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, соединенными лентой ордена Андрея Первозванного, на груди орла московский герб (рис. 7-2), окруженный цепью со знаком ордена Андрея Первозванного; на крыльях орла восемь территориальных гербов: Царства Казанского (рис. 7-3), Царства Польского (рис. 7-6), Царства Херсонеса Таврического (рис. 7-8), Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского (соединенный герб), (рис. 7-14), Царства Астраханского (рис. 7-4), Царства Сибирского (рис. 7-5), Царства Грузинского (рис. 7-15) и Великого княжества Финляндского (рис. 7-9, а с 1873 г—рис. 7-10) (на золотых, серебряных и медных монетах 1859—1917 гг.).

    Далее приведены изображения гербов различных территориальных и национальных частей России, использовавшиеся на российском геральдическом орле.

    [​IMG]
    рис 7

    Кроме изображений гербового орла, российские монеты также нередко содержат и другие геральдические элементы, основные виды которых будут кратко перечислены ниже.
    [​IMG]
    рис 8
    Так, например на общегосударственных российских золотых монетах массового выпуска 1755—1805 гг. достоинством в 10 и 5 рублей помещалась гербовая композиция (рис. 8), являвшаяся прообразом среднего государственного герба Российской империи, учрежденного в 1856 г. На этой композиции вокруг государственного герба первой разновидности размещены гербы московский (рис. 7-1), Царства Казанского (рис. 7-3), Царства Астраханского (рис. 7-4) и Царства Сибирского (рис. 7-5). Между территориальными гербами помещены четыре изображения розы, хотя В. В. Похлебкин в своей монографии «Международная символика и эмблематика» утверждает, что «в Россию роза до конца XVIII века не проникала ни как растение, ни как символ...», ибо «...как сложившийся католический символ, она не допускалась русской православной церковью» .

    [​IMG]
    рис9

    На золотых «андреевских» 2-рублевиках Петра I, Екатерины I и Петра II (1718—1728 гг) а также на «андреевских» одинарных и двойных червонцах Елизаветы Петровны (1749-1753 гг.) находилось изображение небесного покровителя России Святого апостола Андрея Первозванного (рис. 9).

    [​IMG]
    рис10

    Медные копейки Петра I (1704 - 1718 гг.) , а также «крестовые» копейки 1728 – 29 гг. имели одно из древнейших геральдических изображений - фигуру всадника, вооруженного копьем («ездеца»), олицетворявшую российского царя (рис. 10). Это изображение следует отличать от изображения св. Георгия Победоносца с московского герба (рис. 7-1) которое встречается на многих медных монетах 1757-1796 гг. номиналом от полушки до четырёх копеек.

    [​IMG]
    рис11

    Эпизодически помещались на российских монетах и другие геральдические изображения: гербовидные композиции, вензеля и монограммы императоров, и т.д. Одним из примеров таких геральдических композиций может служить изображение с медных 1-копеечных монет 1755-57гг. и серебряных 5-копеечников 1755-61гг., показанное на рис. 11 (так называемый «орёл на облаках»).

    [​IMG]
    рис12

    На рис. 12 приводится пример вензеля Екатерины II (на медных монетах 1763-96гг.), составленный из заглавных букв «I» (Iмператрица) «Е» (Екатерина) и римской цифры «II» (Вторая).

    Возвращаясь к теме гербовых орлов, надо сказать, что как уже отмечалось ранее, на российских монетах 1700—1917 гг. и на других предметах, несущих на себе изображение государственного герба Российского государства, наблюдается очень большое разнообразие в его рисунках, хотя чем ближе к XX в., тем это разнообразие становится все более ограниченным.

    Для монет массового выпуска такая особенность в изображении гербового орла объясняется несколькими причинами. Прежде всего—это стилистические особенности художественного творчества изготовителей монетных штемпелей или авторов проектных рисунков монет. На сегодня имена некоторых из них известны, а выполненные ими изображения гербового орла, помещавшиеся на российских монетах, представлены на рис. 13.
    [​IMG]
    рис 13

    Другой причиной было стремление некоторых российских монетных дворов придать своей продукции дополнительный (в придачу к буквенному обозначению двора) признак в виде специфического рисунка гербового орла.

    Третья причина—это необходимость наглядно отличить монеты старого образца от новых, чеканка которых начиналась после законодательного изменения основных монетных характеристик (весовой нормы и пробы драгоценных металлов). И наконец—это решение правительственных органов о придании внешнего различия монетам одного выпуска, но либо изготовленным из разных монетных металлов, либо имеющим различную нарицательную цену (номинал). В некоторых случаях две последние задачи решались правительством не только путем незначительного изменения рисунка гербового орла, но и сменой типа государственного герба или же введением в оформление монет каких-либо иных геральдических изображений. Вполне очевидно, что рисунок гербового орла существенно изменялся при учреждении новой разновидности государственного герба.

    Проследим динамику изменения рисунка гербового орла по различным выпускам российских общегосударственных монет более подробно.

    Государственный герб первого типа

    Уже первые выпуски российских серебряных монет машинной чеканки отличались очень высоким качеством рисунка гербового орла. Например, для полтин 1701 г. наиболее характерен орел, представленный на рис. 14-1, а для полтин 1702 г.—представленный на рис. 14-2.

    В 1703 г. появляются первые работы русского резчика монетных штемпелей Федора Алексеева, а в 1704—1705 гг. разновидность гербового орла Алексеева (рис. 14-3) занимает доминирующее положение на большинстве серебряных монет. В 1705—1710 гг. на российских серебряных монетах массового выпуска закрепляется гербовый орел, увенчанный королевскими коронами (рис. 14-4), автором которого, видимо, был приглашенный на работу в Россию иностранец—гравер Готфрид Гаупт. Но с 1710г. королевские короны на российском гербе первого типа начинают постепенно заменяться великокняжескими (рис. 14-5), а позднее—и императорскими. Наибольшее разнообразие в рисунке гербового орла наблюдается в 1718—1725 гг. (один из его вариантов показан на рис. 14-6), а также в царствование Екатерины I; орел одного из характерных рисунков 1725—1726 гг. представлен на рис. 14-7, а 1727 г. (известный как «орел с сорочьим хвостом»)—на рис. 14-8. Последний раз государственный герб первого типа помещался на серебряных полтинах 1733 г. (см. рис. 1) и гривенниках 1735 г.

    [​IMG]
    рис 14

    Гербовый орел на первых российских медных монетах машинной чеканки—деньгах (т.е. полукопеечниках) имел чрезвычайно примитивный рисунок (рис. 14-9). Последующие выпуски денег и полушек (четвертькопеечников) Петра I представлены огромным разнообразием рисунков гербового орла. Вот лишь некоторые характерные их разновидности: выпуски 1700—1712 гг. Набережного монетного двора— рис. 14-10; выпуски 1707—1712 гг.— рис. 14-11 и 14-12; выпуски 1713—1717 гг. — рис. 14-13; выпуски малоразмерных полушек 1718—1722 гг. — рис. 14-14. Как видим, рисунки эти также довольно примитивны, а фантазия резчиков штемпелей в изображении корон или венцов над орлом здесь ничем не ограничивалась. Немногим лучше изображены гербовые орлы и на медных 5-копеечниках, чеканка которых производилась в 1723—1730 гг., хотя этих орлов венчают уже императорские короны.

    Остается отметить два особых случая в чеканке медных монет Петра I: на деньгах и полушках массового выпуска 1704 г. был помещен вариант орла Алексеева (рис. 14-3), а на пробных деньгах и полушках 1710 г.— разновидность орла Гаупта (рис. 14-4).

    Значительно лучше выглядят гербовые орлы, помещавшиеся на медных монетах, массовый выпуск которых был начат в царствование Анны Иоанновны в 1730 г. и закончен при Елизавете Петровне в 1754 г. (рис. 14-15 и 14-16). После 1754 г. российский государственный герб первого типа на общегосударственных монетах больше не встречается.

    Государственный герб второго типа

    Государственный герб второго типа, изображенный впервые на ранних выпусках золотых червонцев Петра I в 1701—1703 гг. (рис. 15-1), имеет столь же примитивный рисунок, как и орел на первых медных деньгах (рис. 14-9). Причина этого не совсем ясна, поскольку согласно имеющимся сведениям первые червонцы были отчеканены на Кадашевском монетном дворе, где чеканились и первые серебряные монеты с гербовым орлом очень хорошего рисунка, тогда как первые медные монеты с примитивным орлом чеканились на Набережном монетном дворе. Не исключено, что это обстоятельство поможет уточнить место изготовления первых российских монет машинной чеканки.

    [​IMG]
    рис 15

    Как и на серебряных монетах, на червонцах в 1706—1707 гг. присутствует орел с королевскими коронами (рис. 15-2), затем—с великокняжескими (рис. 15-3), а с 1710 г.—с императорскими. Особо необходимо отметить гербового орла на червонцах 1710—1711 гг. (рис. 15-4): подобно орлу на судовом штандарте, он держит в клювах и в лапах карты Белого, Каспийского, Азовского и части Балтийского моря, однако, в отличие от орла на штандарте, в лапах он одновременно держит ещё скипетр и державу.

    На червонцах 1701—1729 гг. московский герб на груди орла размещался в щитах трех форм: «испанском», видоизмененном «испанском» и «германском». Поле щитов на этих монетах было гладким, и только «германский» щит на червонце 1707 г. (рис. 15-2) имел поле, покрытое точками, что в геральдике обозначает фон жёлтого цвета.

    В 1730 г. на червонце Анны Иоанновны впервые государственный герб второго типа был изображен с орденом Андрея Первозванного (рис. 15-5); еще одной особенностью гербового орла на этой монете является «византийская» форма щита на его груди.

    С 1738 и по 1796 г. червонцы Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II, а также золотые 2-рублевики и рубли Елизаветы Петровны и Екатерины II имели гербового орла с московским гербом, размещенным в «итальянском» щите; при этом на 2-рублевиках и рублях отсутствовало изображение ордена Андрея Первозванного (рис. 15-6), причиной чему послужили, видимо, очень малые размеры этих монет.

    Последней золотой монетой с гербом второго типа был червонец Павла I 1796 г.; московский герб у этой монеты был размещен на груди орла в «германском» щите.

    На золотых монетах с гербом второго типа фон (поле) щита на груди орла получило «алую окраску» (обозначенную вертикальными линиями) с 1738 г.

    На серебряных монетах герб второго типа впервые появился в 1730 г. и сразу с орденом Андрея Первозванного. В 1730—1737 гг. на рублях, а затем и на полтинах, встречается очень большое число вариаций рисунка гербового орла, объединенных единой стилистикой (рис. 5-7). Все они выполнены датским гравером на русской службе Антоном Шульцем и его учениками7. Орел типа Шульца имеет на груди «французский» по своей форме щит, очерченный (в подавляющем большинстве случаев) двойной линией. С 1734 г. поле щита уже покрыто вертикальными линиями, обозначающими в геральдике алый цвет.

    В 1736 г. известный медальер Иоганн Карл Гедлингер, работая в Санкт-Петербурге по приглашению российского правительства, создал совершенно новый рисунок гербового орла, который сыграл заметную роль в геральдическом оформлении российских монет в последующие десятилетия. Разновидность орла Гедлингера (рис. 15-8) отличалась более реалистической трактовкой его деталей, «германским» геральдическим щитом на груди и цепью ордена Андрея Первозванного, «опущенной» на плечи орла. Орел этого варианта вначале был помещен на рублях 1736 г., отчеканенных штемпелями работы самого Гедлингера, а затем был скопирован московским резчиком штемпелей Лукьяном Дмитриевым для рублей 1737 г. Однако, уже в том же 1737 г. орел Гедлингера был заменен орлом нового рисунка, «сочиненным» тем же Дмитриевым для рублей и полтин. Новый орел (рис. 15-9) имел оперение, выполненное в условной манере, и два вида щита: на рублях — видоизмененный «германский», а на полтинах—видоизмененный «французский».

    Орел типа Дмитриева просуществовал пять лет: в 1741 г. его сменил орел неизвестного автора (рис. 15-10) с другим рисунком оперения и видоизмененным «германским» щитом новой конфигурации. Такой орел изображался на рублях до 1758 г., на полтинах—до 1763 г. и на полуполтинниках—до 1775 г.

    В 1757 г. французский гравер Жан-Антуан Дасье, приглашенный на русскую службу, изготовил рублевый штемпель с новым рисунком гербового орла. Вариант орла Дасье (рис. 15-11) помещался на серебряных рублях и полтинах до 1777 г., а в 1777 г. на серебряные монеты был возвращен орел Гедлингера (рис. 15-8), и чеканка монет с таким орлом продолжалась до 1810 г.

    На медных монетах государственный герб второго типа впервые появился в 1726 г. на квадратных монетах («платах») Екатерины I (рис. 15-12), но это был лишь эпизод. Окончательно второй тип герба закрепился на медных монетах лишь в 1758 г. и вначале только на 5-копеечниках; для них был выбран только что появившийся в 1757 г. орел Дасье (рис. 15-11). Этот же орел, хотя и в чуть изменённом виде, был изображен на медных 10-копеечниках Петра III 1762 года, а также на 5-копеечниках Екатерины II, на которых он просуществовал до 1770-х гг.

    В конце 1760-х гг., в связи с временным прекращением чеканки медных монет на Петербургском, московском Красном и на Сестрорецком монетных дворах, Екатеринбургский двор, оставшийся монополистом, сменил на своих пятаках разновидность орла, разработанную Дасье, на орла особого, и весьма неудачного рисунка: с маленькими крылышками и несуразно большими бедрами (рис.15-13). Лишь с 1781 г., когда к чеканке медных общегосударственных монет подключился Сузунский монетный двор, оба «медных» двора выбирают для своих 5-копеечников новый и довольно привлекательный рисунок орла (рис. 15-14).
    В 1787 г. к чеканке медных монет подключается вновь организованный Таврический монетный двор, в 1788 г. ненадолго возобновляют чеканку меди Петербургский и московский Красный дворы, а также начинает функционировать в 1789 г. только что организованный «медный» Аннинский двор. Все эти четыре двора изображают на своих 5-копеечниках орла, несколько напоминающего орла Дасье (рис. 15-15), тогда как Екатеринбургский и Сузунский дворы в 1788 г. кардинально меняют свой рисунок орла: первый вводит совершенно новый (рис. 15-16), а второй обращается к орлу Гедлингера, но слегка видоизмененному. Типичный Гедлингеровский вариант орла также был изображен на штемпелях, специально изготовленных для проведения «павловского перечекана» (рис. 15-17).


    С 1802 г. на медных монетах уже всех номиналов, а не только на 5-копеечниках, начинают помещать герб второго типа. Чеканят медные монеты теперь только на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах, причем Сузунский двор продолжает использовать орла, близкого к варианту Гедлингера, а Екатеринбургский двор в 1802—1803 гг. пытается ввести свой собственный рисунок орла (рис. 15-18), основной особенностью которого был щит на его груди известный в геральдике как «норманнский». Но уже в 1804 г. и этот двор переходит к дизайну орла, немного напоминающему в общих чертах орла Гедлингера.

    В 1810 г. произошло снижение весовой нормы медных монет, сопровождавшееся изменением рисунка гербового орла на всех чеканившихся в то время монетах (как медных, так и серебряных). Вначале каждый работавший тогда монетный двор помещает на монетах своего производства гербового орла собственного, отличного от других рисунка: Екатеринбургский двор—рис. 15-19 (с «французским» щитом), Сузунский—рис. 15-20 (с «германским» щитом), а Петербургский и Колпинский, являвшийся фактически филиалом Петербургского—рис. 15-21. Однако, в том же 1810 г. Екатеринбургский двор принимает рисунок орла, разработанный Петербургским двором, а в 1813 г. отказывается от собственного рисунка и Сузунский двор. Таким образом, с 1813 г. для всех монетных дворов и для всех чеканившихся тогда монет был установлен единый рисунок гербового орла—рис. 15-21; орел этого рисунка отличается резко поднятыми крыльями и щитом на груди, определяемым специалистами по геральдике как «германский» щит.

    В таком виде герб второго типа просуществовал на серебряных монетах до 1826 г. и на медных—до 1830 г.

    Государственный герб третьего типа

    Третий основной тип государственного герба, отличавшийся от всех предшествующих особой конфигурацией гербового орла («орел с распростертыми крыльями»), наличием на его груди «английского» геральдического щита и особого набора атрибутов в его лапах, впервые появился на золотых монетах в 1817г. Но первоначальный вариант герба третьего типа (рис. 16-1) немного отличался от его основного варианта (рис. 16-4): на нем орла венчает только одна корона, а на груди орла помещен несколько видоизмененный «английский» щит.

    [​IMG]
    рис 16

    Второй вариант этого герба (рис. 16-2), появившийся на серебряных монетах в 1826 г., отличается не только от основного, но и от первоначального варианта: на нем в правой лапе орла отсутствуют стрелы-молнии. В 1830—1831 гг. во второй вариант герба было внесено изменение, приблизившее этот вариант к основному: вместо видоизмененного щита на груди орла поместили обычный «английский» щит (рис. 16-3); такой вариант герба изображался только на рублевых серебряных монетах. Наконец, в 1830 г. был начат продолжавшийся 10 лет выпуск медных монет с основным вариантом герба третьей разновидности (рис. 16-4): с тремя коронами над орлом, с «английским» щитом на груди орла и с полным набором соответствующих атрибутов в его лапах.

    Государственный герб четвертого типа

    Четвертый тип государственного герба, сменивший в 1832 г. на золотых и серебряных монетах третий тип, впервые появился на платиновых монетах в 1828 г., то есть за четыре года до его официального учреждения. Рисунок гербового орла для 3-рублевых и 6-рублевых платиновых монет (рис. 17-1) был выполнен ведущим медальером Петербургского монетного двора Якобом Рейхелем, а для 12-рублевика (рис. 17-2)—медальером того же двора Генрихом Губе. Орлы обоих видов имеют на груди «французский» щит, в таких же щитах на крыльях орла размещены шесть территориальных гербов. И у Рейхеля, и у Губе цепь ордена Андрея Первозванного окружает щит с московским гербом, а не надета на плечи орла, как на гербе второго типа.

    [​IMG]
    рис 17

    Фактически оба орла различаются только рисунком оперения, и тем не менее орел Рейхеля так и остался принадлежностью лишь 6- и 3-рублевых платиновых монет, а орел типа Губе не только изображался на 12-рублевых платинниках, но и был принят в 1832 г. для оформления всех общегосударственных золотых и серебряных монет. На этих монетах орел Губе в различных мелких вариациях просуществовал до 1858 г. и никогда не изображался на медных общегосударственных монетах.

    Государственный герб пятого типа


    Герб этой разновидности (рис. 18), учрежденный в 1849 г. для общегосударственных медных монет, просуществовал до 1859 г. без всяких изменений. Рисунок оперения гербового орла имеет явную тенденцию к стилизации, на груди орла размещен видоизмененный «германский» щит; в таких же щитах на крыльях орла изображен комплект территориальных гербов, значительно отличающийся по составу от комплекта, находящегося на гербе четвертого типа.

    [​IMG]
    рис 18

    Ни на каких других монетах, кроме общегосударственных медных, пятый тип государственного герба не помещался.
    Государственный герб шестого типа

    В 1857г. император Александр II, любитель геральдики, пожелал изменить центральный элемент государственной символики — двуглавого орла изображенного на российских монетах, банкнотах, печатях и т. д. Для этого император призвал барона Бернгарда Кене - деятельного прусского нумизмата и специалиста по геральдике, который в императорском дворе произвел хорошее впечатление, возглавить геральдическую комиссию, которая должна была среди прочего решить вопрос о новом орле.

    Новый рисунок орла, одобренный императором, впервые появляется на редчайшем наборе пробных серебряных монет 1858 года номиналом от пятачка до рубля, штемпеля для которого изготовил медальер Александр Лялин по рекомендациям комиссии Кене.

    Орел этого типа (во всех четырех его вариантах) имеет на груди и на крыльях «французские» щиты; короны, венчающие орла, теперь стали соединяться между собой лентой ордена Андрея Первозванного, а все изображение в значительной мере стилизовано. В отличие от всех ранее выпускавшихся монет, Святой Георгий, помещенный на груди орла, теперь обращён влево, а не вправо (см. рис. 7-2). Это изменило российскую геральдическую традицию, которая существовала до этого на протяжении очень многих лет.

    На крыльях изменился состав и порядок расположения щитков с территориальными гербами, а их количество увеличилось с шести до восьми. Работа над штемпелями лицевой стороны, изображающими восемь гербов со всеми деталями, особенно на монетах меньших номиналов была делом нелегким. Сам орел на новых монетах изображен более тщательно, с точки зрения геральдики он более Европейский - по стилю немецкий, особенно, что касается крыльев и хвоста.

    [​IMG]
    рис 19

    Рисунок гербового орла шестого типа изменялся трижды. Вначале герб был учрежден в 1859 г. с орлом, имевшим единый рисунок для золотых, серебряных и медных общегосударственных монет (рис. 19-1). Затем, для дополнительного обозначения продукции Варшавского монетного двора, на медных 3- и 2-копеечниках, чеканившихся на этом дворе со знаком «ВМ» («варшавская монета») в 1860— 1863 гг., было введено первое изменение, касавшееся, в основном, рисунка хвостового оперения орла (рис. 19-2). Второй раз рисунок хвостового оперения и некоторых мелких деталей гербового орла был изменен в 1860 г. для разменных (мелких) серебряных монет (рис. 19-3), что было связано с изменением весовой нормы и пробы сплава этих монет. Последнее, третье изменение рисунка гербового орла было произведено в 1886 г. для золотых и крупных серебряных (банковых) монет (рис. 19-4) и сопровождало целый комплекс нововведений: возвращение к изображению на этих монетах портрета императора, изменение их весовой нормы, а также пробы золота и серебра и, наконец, переход к метрическому выражению пробы драгоценных монетных металлов. Новым в рисунке орла было изображение над ним большой императорской короны и вновь измененное изображение хвостового оперения. Этот последний вариант рисунка гербового орла был воспроизведен для монетных штемпелей медальером Петербургского монетного двора А. Г. Грилихесом.

    В заключение остается сказать, что упоминавшиеся «базовые» рисунки гербового орла, достаточно долго помещавшиеся на монетах массового выпуска (такие, например, как орёл Гедлингера, Дасье или Губе и другие варианты), с течением времени претерпевали некоторые изменения, не затрагивавшие, впрочем, их основы. Происходило это, во-первых, из-за отсутствия в XVIII и в первой половине XIX в. технических средств, обеспечивающих точное повторение первоначального рисунка орла при тиражировании штемпелей (в начале XVIII в.) или при воспроизведении вышедшего из строя инструмента для изготовления штемпелей (вторая половина XVIII в. и XIX в.). А во-вторых, рисунки гербового орла зачастую специально дорабатывались медальерами монетных дворов, видимо, с целью улучшения качества изображения; однако, в ряде случаев такая доработка желаемых результатов не давала.

    Все изложенное выше свидетельствует о том, что корифей русской нумизматики А. В. Орешников вроде бы напрасно осуждал в начале XX столетия нумизматов за их интерес к таким деталям оформления российских монет императорского периода, как «особый вид орла с загнутыми крыльями», «число перьев в хвосте орла» и тому подобное. На самом же деле, подробное изучение рисунка гербового орла может обеспечить получение весьма важной информации о монете—установить время и место ее изготовления. Эта возможность приобретает особую ценность при обработке монетных кладов, поскольку входящие в их состав монеты (особенно медные) бывают часто повреждены коррозией с утратой (полностью или частично) цифр даты и аббревиатуры обозначения монетного двора.

    За последнее время выполнен ряд работ, посвященных детальному изучению гербового орла на российских монетах XVIII—XIX вв., и при этом получены очень интересные результаты. Так, нумизмат Г. С. Евдокимов, на основании обследования большого количества медных монет 1730—1754 гг., на которых обозначение изготовившего их монетного двора не проставлялось, выявил такие особенности рисунка помещенного на них гербового орла, по которым (в совокупности с другими деталями оформления) может быть установлено место чеканки каждой из этих монет.

    А. В. Храменков и Г. С. Евдокимов в результате изучения 5-копеечников 1723—1730 гг. выявили особенности в рисунке гербового орла на этих монетах, позволяющие опознавать фальшивые 5-копеечники шведской чеканки. В монографии Е. Г. Полуйко «Рубль Анны Иоанновны» классифицированы особенности рисунка гербового орла на рублевых монетах 1730—1740 гг. и установлена связь этих особенностей со временем и местом чеканки рублей в царствование Анны Иоанновны. Практически такое же исследование выполнено в отношении всех серебряных монет первой половины XIX в. в монографии американского нумизмата Р. Джулиана «Русская серебряная монетная чеканка 1796—1917».

    Изложенный в настоящей работе фактический материал со всей очевидностью свидетельствует о наличии специфических особенностей в использовании геральдических изображений для оформления российских монет, чеканившихся в 1700—1917 гг.

    Взять хотя бы такой важный вопрос, как упрощение, а следовательно и удешевление процесса изготовления монетных штемпелей. Поскольку в подавляющем большинстве случаев самым сложным (после портретов правителей) было воспроизведение на штемпелях различных геральдических изображений, именно эти изображения и позволяли осуществить ряд мер по удешевлению изготовления огромного количества штемпелей и тем существенно увеличить доход государства от эксплуатации монетной регалии. Так, на серебряных монетах до 1730 г. и на медных до 1754 г. помещали самое простое изображение государственного герба— без московского герба на груди двуглавого орла. Но и орел с московским гербом изображался в первой половине XVIII в. на золотых и серебряных монетах со значительными упрощениями: например, до 1730 г. на нем отсутствовал орден Андрея Первозванного, ставший принадлежностью российского герба еще в 1699 г., а поле щитка с московским гербом получило «окраску» (с помощью условного обозначения) лишь с 1734 г., хотя алый цвет поля этого щитка был законодательно определен еще в 1726 г.

    Весьма специфичным было в XVIII в. использование на монетах принципиально различающихся геральдических изображений—в зависимости от металла и номинала монеты, причем обычно геральдическое изображение на монете было тем проще, чем дешевле был ее металл и ниже номинал. Монеты, изготовленные из различных металлов, получали дополнительное отличие и в XIX в., но теперь за счет лишь некоторых особенностей в рисунке помещавшегося на них гербового орла и без какого-либо согласования этих особенностей с ценой металла. А монетные дворы нередко использовали различающиеся между собой по рисунку изображения гербового орла для дополнительной маркировки своей продукции.

    Наконец, в отдельных случаях на монетах могут присутствовать довольно своеобразные гербовые изображения – такие как, например, орёл с помещённым на его груди числовым обозначением номинала монеты (на 15 и 20 копейках Екатерины II) и прочие. На монетах специальных региональных выпусков могут встречаться совершенно особые варианты российского двуглавого орла, когда, например, в одной из его лап изображен меч, или когда на его груди вместо московского герба размещен какой-либо территориальный герб или гербы.

    Эти и некоторые другие особенности воспроизведения на монетах геральдических изображений, обусловленные интересами российского денежного обращения и монетного производства, настолько своеобразны и значительны, что позволяют говорить о целесообразности введения в научный оборот такого понятия, как российская монетная геральдика.

    Между тем, имеющиеся работы по отечественной геральдике либо вообще игнорируют ее нумизматические аспекты, либо сообщают по этому вопросу лишь самые элементарные сведения, которые к тому же часто бывают неточными, а то и просто ошибочными. И при этом конечно же совершенно не учитывается то обстоятельство, что именно монеты, выпускавшиеся многомиллионными тиражами, были в XVIII—начале XX в. основными носителями официального изображения как государственного герба, так и территориальных гербов России.

    Данная работа представляет собой попытку восстановить законные права нумизматики в российской геральдике XVIII—XX вв.
     
  2. Next

    Next Новичок

    Регистрация:
    1 фев 2017
    Сообщения:
    365
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    0
    В первой трети XIX века в России появляются монеты, которые называют «масонскими». На реверсе этих монет изображен номинал, указывался металл и его содержание в монете в долях, например 5 руб. (полуимпериал) чеканился всегда в золоте, а на монете писали 1 золотник 39 долей.Под ним изображались обозначения монетного двора, например С.П.Б., а по кругу монет – лавровый венок, увенчанный короной. На аверсе этих монет изображен традиционный двуглавый орел, с опущенными крыльями. В лапах орла вместо самодержавных регалий скипетра и державы, располагаются символы, такие, как молнии Перуна, венок, фасции или ликторский пучок, не свойственные России ленты. Указывался год выпуска монеты и знак минцмейстера.

    [​IMG]



    Первая такая золотая монета полуимпериал вышла в 1817 году в количестве всего 30 штук. Массовое производство монет с таким орлом началось с 1830 года. Сначала выпускали серебряные монеты достоинством в 5, 10, 20, 25 копеек и полтину, золотые – 5 рублей В 1826 году орел с расправленными крыльями появляется и на серебряных монетах всех номиналов: на груди у него московский герб, в лапах ликторский пучок, факелы и лавровый венок, перуны отсутствуют и остаются только на медных монетах. Нумизматы причисляют к «масонским» монетам и платиновые, которые стали выпускать с 1840-х годах. «Масонскими» их называют потому, что они чеканились в одно время с другими монетами и также были необычны: крылья орла подняты, а на них размещены шесть местных гербов – казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский (фото 19). Вот только масонских знаков на них не было. Новое оформление монет должно было помочь населению отличать новый металл от гораздо более привычного серебра. В январе 1830 года Николай дает министру финансов Е.Ф. Канкрину устное указание «о сделании на золотых и серебряных монетах орла как на платиновых». И с 1832 года серебряные и золотые монеты с «масонским орлом» перестают выпускать, этот орел остается только на медных, но в слегка измененном виде: на обеих головах орла теперь короны, а в когтях – перуны, символы верховной власти. «Масонские» монеты печатались на двух монетных дворах: Санкт-Петербургском и Екатеринбургском. На Екатеринбургском чеканились только монеты из меди, здесь же были выпущен последние «масонские» монеты в 1839 г. [​IMG]



    Были предположения, что чеканка «масонских» знаков на российских монетах может быть связанна с тем, что на монетных дворах работали иностранцы, действительно в России долгое время у монетного производства были иностранцы, и только при Екатерине II в производстве становится много русских. Однако обучением минцмейстеров занимались иностранцы, и возможно, вместе с знаниями минцмейстеры впитывали прозападные мысли, включая масонские знания и идеи, что могло отразится на монетах. Минцмейстер отвечал за создание знаков и чеканку монет. В это работу никтоне мог вмешиваться, за исключением расходного казначея, поставлявшего металл на монеты и получающего из этого металла монеты, но за чеканку отвечал минцмейстер.

    Минцмейстерами Санкт-Петербургского монетного двора были: Федор Гельман, Павел Данилов, Николай Грачев, Павел Ступицын, а Екатеринбургского – Федор Хвощинский, Николай Алексеев, Константин Томсон. Монеты только одного номинала выпустили: Федор Гельман – 5 рублей золотом, Павел Ступицын – 1 копейку медью Константин Томсон – 5 копеек медью. Николай Грачев выпускал монеты только из серебра и из платины Павел Данилов – только полуимпериалы из золота. Федор Хвощинский и Николай Алексеев работали только с медью. Судя по фамилиям их сложно отнести к иностранцам. Минцмейстер следил за работой монетного двора, на котором действительно могли работать иностранцы. Но простые рабочие вряд ли могли влиять на решение о том, какие знаки чеканить на монетах. И потом, перед тем, как начиналась чеканка монет, выходил указ императора.

    В 1817 году вышел именной указ от 14 февраля о начале чеканки 5 рублей из 1 фунта золота 88 пробы – 312 руб. 888/9 коп., после которого началась чеканка данного империала 1817 года с пробой в 1 золотник 39 пробы. В 1828, 1829, 1830-х годах выходили именные указы о чеканки монет из платины и после указа началась чеканка данных монет. В 1832 году вышел именной указ от 1 июня для монет всех номиналов о чеканки 36 рублей из 1 пуда меди и после этого указа Федор Хвощинский начинает чекан медных монет в размере 36 рублей из 1 пуда меди на Екатеринбургском дворе. Но не всегда император выпускал именные указы о выпуске монет, чаще всего подобные указы делал министр финансов. Когда выпускалась первая масонская монета в 1817 году, министром финансов был Гурьев Дмитрий Александрович, а сразу после него с 1823 года по 1844 год – Канкрин Егор Францевич. Сведения о том, что они состояли в масонских ложах у нас нет. В первых десятилетиях XIX в. основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства был ампир. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I.

    Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре . Стиль ампир в российском искусстве под влиянием наполеоновской Франции развивается в годы правления Александра I. При нем приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым и модным явлением, а в начале XIX в. в России существовало увлечение французской культурой. Так, для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира». Распространению этого стиля способствовали и победы России над Наполеоном в войне 1812 – 1815 гг. На волне победы над наполеоновской Францией имперский стиль ампир стал олицетворять торжество государственности, монархической власти, должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом).

    Победа над Наполеоном, доказала это право. Военные победы в Отечественной войне 1812 года находили выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн: Казанский собор, Адмиралтейство, Александринский театр, ансамбли стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади.

    Распространению стиля ампира могло способствовать и то, что Александр I увлекался масонскими идеями. Ампир наложил свой отпечаток и на изображение герба. Наряду с традиционным изображением (крылья орла подняты, в лапах – скипетр и держава, над орлом три короны, на крыльях расположены гербы некоторых земель, вокруг щитка с Георгием орденская лента) возникло и другое. На нем двуглавый орел стал похож на французского орла. Вместо скипетра и державы он держал в правой лапе пучок стрел, факел и ленту, а в левой – венок и ленту. Щиток на груди орла приобрел необыкновенную форму, а орденская цепь исчезла и титульные гербы на крыльях также отсутствовали. Часто орел изображался с одной короной и, кроме того, его крылья были опущены вниз (распластаны). В стилистическом плане этот герб был итогом влияния французского ампира, а в плане гербоведческом – отражением прусской практики использования официальных знаков власти, вольно варьирующих элементы герба. Такого орла в России изображали на официальных документах, монетах и т. п., однако никогда на государственной печати – так что он имел, так сказать, полуофициальный статус.

    Впервые «ампирный» орел появляется на золотых пятирублевых полуимпериалах 1817 года. Чеканка золотых монет возобновилась после 12-летнего перерыва в правление, и именно полуимпериал на долгое время становится единственным золотым номиналом. Николай I начинает новую работу над гербом. При нем был приглашен в Россию известный нумизмат и знаток геральдики Бернгард Кене.

    Под конец царствования Николая I негербовая версия государственного орла постепенно вытеснялась гербовой, при этом на крыльях орла, как в свое время при Петре I, располагались шесть щитков с гербами важнейших владений. Итак, необычный орел на российских монетах первой половины XIX в. свидетельствует об изменениях российского герба, о поиске того варианта который бы действительно отображал основные идеи российской государственности. Так, увлечение Павла I рыцарством привело к тому, что на российском гербе мальтийский крест и корона. Мистические настроения Александра I привели к тому, что в Петербург начали приезжать различного рода иностранные проповедники и мистики. Европейские мистические учения создавали благоприятную почву для развития масонской теософии и привели к тому, что при Александре I была разрешена деятельность масонских лож. Масонские знаки появляются в символах новой республики, которую стали создавать победители Великой французской буржуазной революции. К примеру, ликторский пучок стал первой эмблемойФранцузской Республики после отмены французского королевского герба. Вместе с ветвями дуба и оливы, символами достоинства и славы государства, фасция (ликторский пучок) была помещена на синем овале герба Французской Республики. В наполеоновской Франции возник и получил распространение стиль ампир, вобравший в себя масонские знаки. А так как в России была мода на французскую культуру, то неудивительно, что у нас получает распространение этот стиль. И вот уже «ампирный» орел появляется на российских монетах. Если в правление Александра I деятельность масонских лож была разрешена, то при Николае I – запрещена.

    [​IMG]



    Однако монеты с масонскими знаками в его правление выпускаются в большем количестве, чем при Александре. Я думаю, что Николай I просто следовал моде на ампир. Однако опущенные вниз крылья орла вызывало нарекание общества: «дескать, Россия не возвышается, а опускает крылья». Работа надгербом продолжается дальше, ведь не зря Николай I пригласил знатока геральдики – немца Бернгарда Кене. Под его руководством была проделана большая работа и в 1857 г. Александр II утвердил три новых государственных гербов – Большого, Среднего и Малого. На этих гербах масонских знаков уже не было. На монетах печатали государственные символы страны и, следуя за изменениями герба России, мы и узнали, почему на российских монетах появились масонские знаки. Все в этом мире взаимосвязано и у любой загадки есть ответ.

    Источник
     
  3. Хайкс

    Хайкс Новичок

    Регистрация:
    24 июн 2016
    Сообщения:
    340
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    40
    Вот скажите пожалуйста с какого перепугу орёл крылья вниз или ещё как называют Ампирный орел, назвали масонским орлом?
     
  4. Next

    Next Новичок

    Регистрация:
    1 фев 2017
    Сообщения:
    365
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    0
    На золотых, серебряных и медных монетах России в первой трети XIX века появляется орел нового типа — с расправленными крыльями, в лапах вместо скипетра и державы венок, ликторский пучок, перуны и факелы. На нумизматическом сленге такой орел называют «масонским».



    Собственно говоря, оснований считаться «масонским» у него столько же, как у петровского рубля 1723-1725 годов называться «матросом», а у рубля на открытие памятника Александру II - «двориком». Основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства трёх первых десятилетий XIX был ампир (от франц. empire — империя). Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников и т. п.).

    [​IMG] [​IMG]

    Военные триумфы находили выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн, многие общественные здания Петербурга одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812 года: Казанский собор, Адмиралтейство, Александринский театр, ансамбли стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади.

    Не остались в стороне и монеты: впервые «ампирный» орел появляется на золотых пятирублевых полуимпериалах 1817 года. Чеканка золотых монет возобновилась после 12-летнего перерыва, и именно полуимпериал на долгое время становится единственным золотым номиналом.

    В 1826 году орел с расправленными крыльями появляется и на серебряных монетах всех номиналов: на груди у него московский герб, в лапах ликторский пучок (римский символ власти), факелы и лавровый венок, перуны отсутствуют.

    [​IMG] [​IMG]

    В 1828 году в России впервые в мире предпринимается попытка введения в оборот четвертого монетного металла — платины. На платиновых монетах герб уже другой — крылья орла подняты, на них размещены шесть местных гербов — казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский. Рассчитывалось, что при цене платины впятеро против серебра, платиновые монеты будут приниматься в торговых расчетах только по добровольному согласию. Новое оформление должно было помочь населению отличать новый металл от гораздо более привычного серебра.

    В январе 1830 года Николай дает министру финансов Е.Ф.Канкрину устное указание «о сделании на золотых и серебряных монетах орла как на платиновых». С 1832 года заодно с орлом изменяются композиции обеих сторон монет.

    Любопытно, что исчезнувший с золотых и серебряных монет «ампирный» орел появляется на медных (в слегка измененном виде: на обеих головах орла теперь короны, в когтях перуны - символы верховной власти).

    [​IMG] [​IMG]

    Возможно, изначально устаревшее оформление аверса медных номиналов было введено с дальним прицелом — медные деньги 36-рублевой стопы, приведенные в примерное соотношение с ассигнациями и свободно на них обменивающиеся, были одним из шагов, которое правительство предприняло для упорядочения денежного обращения. Манифест "Об устройстве денежной системы", вышедший 1 июля 1839 года, обязал производить все расчеты в серебряных рублях, установив "считать три с половиной копейки медью (как 36-ти, так и 24-х рублевого в пуде достоинства) за одну копейку серебром".

    В 1840 году выходит именной указ «О новой медной монете на серебро 16-рублевого в пуде достоинства». Статус новых медных монет указан в самом номинале, подчеркивая равенство их курса с серебром. На протяжении нескольких лет в обращении находятся два вида медных монет — на ассигнации и на серебро, причем на аверсе легкой монеты - «ампирный» орел, тогда как аверс тяжелых копеек украшает вензель императора (чего не было почти сорок лет).

    [​IMG] [​IMG]

    С 1 января 1843 года легкой монете присваивается нарицательная стоимость в тяжелых копейках серебром (10 копеек — три; 5 копеек — полторы; 2 копейки — половина; копейка — четверть), по которой и начинается выкуп.

    Наконец, 1 июня 1843 года выходит манифест «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами», которые «обеспечиваются всем достоянием государства и безостановочным во всякое время... разменом на звонкую монету». Нарушенное при Екатерине II равновесие находящихся в обороте денежных средств начинает восстанавливаться, а «ампирный» орел становится частью истории российской нумизматики.
    Источник:Конрос - "Масонский" орел
     
  5. Хайкс

    Хайкс Новичок

    Регистрация:
    24 июн 2016
    Сообщения:
    340
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    40
    Всё правильно Семёнов в этой статье пытается донести до нас нумизматов, что нет никакого масонского орла есть ампирный орёл или орёл крылья вниз.
     
  6. Первый

    Первый Новичок

    Регистрация:
    22 июн 2016
    Сообщения:
    170
    Симпатии:
    2
    Репутация:
    90
    Кстати об этом в самом начали статьи и пишется.
     
  7. Первый

    Первый Новичок

    Регистрация:
    22 июн 2016
    Сообщения:
    170
    Симпатии:
    2
    Репутация:
    90
    Вот ещё немного орлов которые должны были изображены на рублях Николая I в 1826. Но он их не утвердил.
    неутвержденные проекты рублей 1826.jpg
     
  8. Монеткин

    Монеткин Новичок

    Регистрация:
    23 июн 2016
    Сообщения:
    287
    Симпатии:
    7
    Репутация:
    10
    Мне напоминает этот орёл больше летящего орёл.
     

Поделиться этой страницей