Знаки оплаты почтовой корреспонденции как объект коллекционирования, историко-культурная.

Тема в разделе "Дискуссионный клуб по филателии.", создана пользователем Библиотекарь, 12 июн 2017.

  1. Библиотекарь

    Библиотекарь Пользователь

    Регистрация:
    21 июн 2016
    Сообщения:
    580
    Симпатии:
    10
    Репутация:
    0
    Знак почтовой оплаты, или почтовый знак - материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утвержденным тарифам на внутренней и международной почтовой корреспонденции. К знакам почтовой оплаты относятся: почтовые марки, блоки, штемпели, франкотипы, маркированные конверты, карточки, открытки и прочее. Знаки почтовой оплаты выпускаются в обращение и изымаются из обращения, как правило, государством.

    Коллекционирование почтовых марок становится все более популярным, марки обогащают исследователя различными свидетельствами, впечатлениями, побуждают обратиться к литературе по различным видам человеческой деятельности. Например, рано или поздно в руки человека попадает марка с названием государства, о которой она даже не подозревала. Рассматривая марки, люди узнают о политическом устройстве, промышленность и сельское хозяйство различных стран, природу и историю.

    Как подметили исследователи, при изучении дисциплины «история» коллекционирование марок приносит особенно большой эффект, поскольку каждое событие имеет не только время, но и место действия.

    ... При заключении в 1667 году Андрусовского перемирия между Россией и Польшей по инициативе выдающегося государственного деятеля А.Л. Ордина- Нащокина в текст были включены специальный пункт, касающийся перевозки международной почты не через Псков и Ригу, как раньше, а более коротким шляхом- через Смоленск.

    Как же выглядел один из крупнейших реформаторов российской почты? Его разумное, внимательное лицо изображено на выпущенной в 1958 году марке. Влияние реорганизованного ним почтовой связи сказывался на разных сторонах русской жизни, даже к выпуска Посольского приказа рукописных «курантов» - царских газет с новостями из-за рубежа Афанасий Лаврентьевич способствовал совершенствованию Ямской гоньбы. Он занимался организационными тонкостями, внес много конкретных предложений и даже придумал ямщицьку форму с выразительной емблемою- почтовыми рожками на левой стороне.

    ... История земской почты в России будет служить иллюстрацией отношения самодержавия к земской и другим близким ей по времени буржуазным реформам.

    Содержание советских марок отличает высокая гуманность, социальная обострения, злободневность. Это все иллюстрируют даже обычные коллекции марок России.

    Что касается зарубежных стран, то можно вспомнить о территориальный конфликт между Боливией и Парагваем, который начался в филателии: они перемещали на марках границу, которые разделял, в свою пользу. Но если бы этим все ограничилось, то не было бы трех кровавых лет войны (1932- 1935), около ста тысяч жертв. И это все из-за того, что английские нефтяные промышленники пытались подставить подножку своим американским конкурентам, обладавшие концессиями в Боливии.

    В 1961 году перестала существовать так называемая «Индийская провинция Португальской Республики», а через год диктатор Салазар, если бы ничего не произошло, выпустил марку с ее имени- он не спешил отказываться от колониальных претензий. Пропагандистской уловкой стала серия «Герои свободы», выпускавшейся в США в 1957- 1961 годах. В их число вместе с такими знаменитыми людьми, как Гарибальди и Ганди, попали личности и чья роль в мировой истории была далеко не прогрессивной.

    Однако, известны случаи, когда политические авантюристы пытались использовать в своих демагогических целях даже гуманные выпуска. Так, в 1959 году они призывали американцев южных штатов наклеивать марки с портретом Авррама Линкольна на письма вниз головой- в знак протеста против совместного обучения в школах детей с разным цветом кожи.

    В настоящее время ситуация на международной почтовой и филателистической арене изменилась. Силы мира и прогресса определяют содержание все большего количества миниатюр, открыток, конвертов.

    В общем говоря об элементах почтовых знаков, нужно отметить, что знаки выпускаются почтовым ведомством и служат для облегчения уплаты сборов за пересылку предметов. Для оплаты пересылки писем чаще всего используются почтовые марки. Каждый исследователь филателии должен знать, что кроме марок для пересылки простых писем во многих странах существуют специальные марки:

    • для отправки печатных произведений, главным образом газет, принимаются газетные марки;
    • для служебных пакетов - служебные марки;
    • для взыскания платежа за нефранкированным или недостаточно оплаченным листам - так называемые порто-марки;
    • для заказных писем - заказные марки;
    • для пакетов - пакетные марки и т. д.
    Для большего удобства почтовые ведомства выпускают также следующие виды почтовой корреспонденции с напечатанным почтовым знаком оплаты:

    • штемпельные конверты,
    • заказные штемпельные конверты,
    • открытые (открытки-карты) и закрытые письма,
    • служебные почтовые карточки,
    • почтовые переводы,
    • бандероли и т. д.
    Знаками почтовой оплаты также могут быть:

    • этикетки,
    • ярлыки,
    • календарные и специальные гашения (штемпеля),
    • штампы и др.
    Не все перечисленные почтовые знаки оплаты существуют во всех государствах, а некоторые из них в настоящее время уже не находят применения.

    Нужно также отметить, что марка- это изделие графического прикладного искусства, а следовательно, она имеет эстетическое воздействие на людей. При создании знаков почтовой оплаты всегда обращалось внимание на эстетическую сторону воздействия.

    Для примера можно взять первую в мире марку, вышедшей в Англии. Ее общепринятая название «черный пенни» говорит не только о стоимости, но и о цвете. Скорее всего, он был взят за основу в качестве основного цвета штемпелей, которые использовались в то время. Более того, даже подход к сюжету первого знака почтовой оплаты, определял их дальнейшее содержание для Британии, сначала имел довольно таки утилитарный характер.

    Портрет королевы был избран по предложению одного из участников конкурса Бенджамина Чевертона. Тот считал его верным средством борьбы с подделками. Он утверждал: «Когда глаз человека привыкнет к восприятию черт определенного лица, любое отклонение от нормы будет сразу же заметно. В этом случае бросится в глаза изменившееся общее впечатление от портрета, а не различие в шарфов, буквам или орнаментом. Может быть, трудно будет сказать, в чем именно различие между двумя портретами, но оно немедленно будет замечено ».

    И все же, несмотря на одноцветностью и заданный сюжет, создатели первой марки не пожалели времени и сил и достигли поставленной цели- с эстетической точки зрения она получилась удачной.

    Работа марочных художников и граверов очень специфична. Здесь нужен не только талант, но и способность к интенсивной, быстрой и в то же время чрезвычайно кропотливой работы. Высокая точность исполнения, ответственность- вот черты, отличающие великого мастера. Ведь авторы знаков почтовой оплаты обращаются сразу к широкой аудитории. Несмотря на небольшие размеры, много марок представляют из себя очень величественные компоненты. Вписать их в маленький формат не просто. Еще одно важное дело- совместить с цифрами и надписями (как в плакате, но сложность в том, что имела марка это не большой плакат). Иногда помогает орнамент, различные декоративные детали. Но неумелое их использование, наоборот, может только нарушить целостность изображения. И еще одна особенность марки как источника и объекта филателии. Если картину обычно рассматривают издалека, марку наоборот - вблизи. Отсюда и дополнительные трудности, особые требования к рисунку.
     

Поделиться этой страницей